Ольга Евгеньевна ЕлисееваС 2009 года на кафедре прикладной лингвистики филологического факультета БГУ был создан пилотный проект по созданию образовательных веб-ресурсов по различным языкам. О состоянии разработок регулярно сообщается на конференциях как автором проекта, доцентом кафедры прикладной лингвистики О.Е.Елисеевой, так и его исполнителями-студентами.

Цель проектов: использование их в качестве учебно-экспериментальной площадки для обучения студентов-филологов созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по языкам.

К настоящему времени созданы и размещены в сети Интернет следующие ЭОР языкам, над каждым из которых работало разное количество студентов:

  • «Учим русский» по русскому языку как иностранному (РКИ): http://rus.lang-study.com – к участию в проекте привлекалось более 150 студентов, магистрантов, аспирантов, слушателей курсов переподготовки кадров (см. страницу «О проекте» сайта);
  • «Вывучаем беларускую з любоўю да мовы»: http://by.lang-study.com – в проекте участвовало порядка 50 студентов филологического факультета БГУ;
  • «Учим немецкий: немецкий для всех!»: http://de.lang-study.com – над проектом работали 2 студентки-выпускницы филологического факультета БГУ Юлия Ахмедова и Вероника Семенюк;
  • «Французский для всех!»: http://fr.lang-study.com – сайт появился благодаря инициативе студентки Ирины Тоноян, впоследствии в проекте участвовали еще несколько студентов;
  • «Українська мова для білорусів (beta)»: http://ua.lang-study.com – пилотная разработка выпускника филологического факультета БГУ, ныне аспиранта кафедры прикладной лингвистики Сергея Сергеевича Маевского;
  • «Чешский для всех: изучаем, применяем на практике»: http://cz.lang-study.com – проект инициирован и создан силами студентки 5 курса Евгении Скавыш.

Особенностью ЭОР языкам является то, что такой ресурс должен создаваться: а) большим количеством специалистов; б) постоянно развиваться и модифицироваться. Иными словами, мы всегда имеем дело с проектом, у которого нет чётко обозначенной стадии завершения. Возможно лишь говорить о поэтапном развитии такого проекта. Организация выполнения проектов осуществляется в рамках учебного процесса филологических специальностей и имеет несколько взаимосвязанных целей:

1) учебно-методическая: обучение студентов-филологов методам, технологиям и инструментам создания электронных образовательных ресурсов по языку;

2) практическая: получение конкретных практических результатов, которые можно использовать в обучении языкам, развивать и совершенствовать;

3) организационная: организация и согласование совместной деятельности студентов и преподавателей, а также обучение студентов навыкам коллективного сотрудничества в рамках единого проекта.

Для достижения каждой из перечисленных целей руководителем проектов и автором данного сообщения разработаны соответствующие учебно-методические материалы, большая часть из которых размещена в открытом доступе сети Интернет на авторском веб-сайте http://it.lang-study.com. Управление учебным процессом и организация проектов осуществляется на платформе социальной интранет Битрикс24 (http://www.bitrix24.ru), в рамках которой создан портал https://lang-study.bitrix24.ru. Все студенты получают приглашения на указанный портал и после авторизации получают индивидуальные задания в виде совокупности задач..

Все сайты (за исключением проекта по обучению украинскому языку) созданы на базе системы управления контентом WordPress, которая является бесплатной системой с открытым кодом. WordPress позволяет: а) необходимым образом поэтапно модифицировать сайт, обеспечивая тем самым различные стадии его развития без необходимости каждый раз начинать с нуля; б) обеспечивать работу с сайтом одновременно любому количеству разработчиков. WordPress является универсальной платформой для создания сайтов различного вида и обладает одним из самых простых и понятных интерфейсов, что позволяет даже малоподготовленным пользователям достаточно быстро её освоить. Овладение студентами-филологами основами работы с такой системой даёт им возможность постичь технологию работы с любым сайтом вообще, что обеспечивает их необходимым социально востребованным набором профессиональных компетенций.